Участие в закупке по № 223-ФЗ официальных дилеров

Участие в закупке по № 223-ФЗ официальных дилеров

Осуществляя закупочные процедуры, заказчик стремится своевременно приобрести качественные товары/продукты/услуги у надежного поставщика (подрядчика, исполнителя), эффективно расходуя при этом свои денежные средства.

 

Официальные дилеры имеют прямые договоры с производителями продукции, поэтому все вопросы и претензии по качеству товара отправляются непосредственно им. Закупая те или иные товары, заказчик зачастую отдает предпочтение контрагентам, предоставляющим товарные гарантии и иные сопутствующие услуги.

 

ФЗ № 223 не содержит исчерпывающего перечня требований, которые организатор закупок предъявляет к участникам процедур. В названном НПА также отсутствует запрет о предоставлении преимущественных условий для официальных дилеров. Многие заказчики, следуя правилу «что не запрещено законом, то разрешено» прописывают в документации, что участниками закупок могут быть только официальные дилеры приобретаемой продукции.

 

Однако не всегда на практике допустимо указывать требование о статусе дилера, поскольку это может привести к ограничению конкуренции, жалобам в ФАС и даже административной ответственности. Изучив закупочную документацию, потенциальные поставщики могут направить заказчику запрос на разъяснение правомерности установления требований о дилерстве. В этой связи заказчикам следует уже в документации обосновать указание таких условий, при необходимости приложив соответствующие документы.

 

Устанавливать или нет в закупочной документации требование о статусе официального дилера, решает заказчик в зависимости от предстоящей закупки.

 

В каких случаях возможно аргументировать указание такого условия? К примеру:

 

Положением о закупке заказчика предусмотрено указание такого требования

 

– при специфичном характере производственной деятельности заказчика

– при реализации товаров производителем только через своих официальных дилеров

– при указании в технических документах требования о дилерах

– при закупке услуг по обслуживанию техники и оборудования (в случае невозможности выполнения работ иными лицами)

 

В любом случае организатор закупки должен быть готов обосновать контролирующим органам указанное требование о статусе официального дилера, поскольку лишь необоснованное ограничение конкуренции не допускается ч.1 ст. 3 Закона о закупках.

 

Практика контролирующих органов об установлении дилерского требования к участникам закупок на сегодняшний момент неоднозначна, мнение антимонопольных служб и судов нередко разнится.

 

Если же взять за основу точку зрения субъекта МСП — микро, малое или среднее предприятие, то данное требование Заказчика об обязательном статусе дилера для поставщика является одним из ограничительных барьеров для осуществления поставки какого-либо товара.

 

Сама по себе торговая организация, характеризуемая как микро или малое предприятие, может нормально функционировать, уплачивая все необходимые налоги и получая прибыль при непрерывном торговом обороте. Торговая компания должна постоянно торговать, закупив что-либо подешевле и продавая подороже, получая свою толику прибыли. Это закон рынка и торговли.

 

При этом торговая фирма не может быть дилером всего — очень много отраслей и предприятий-производителей, даже в одном направлении какой-либо отрасли малому предприятию довольно проблематично стать дилером всех производителей в этом направлении отрасли.

 

Статус дилера — ещё один барьер на пути торговых организаций к успешным поставках в тендерных процедурах. Возможно, нашим законодателям имеет смысл разработать более конкретные условия применения статуса дилера при проведении аукционов и тендеров, учитывая при этом естественные и разумные требования Заказчика по возврату и замене поставляемой продукции и гарантийному обслуживанию, а с другой стороны  – учитывая простые и понятные желания торговых компании об уменьшении каких-либо барьеров для участия в закупочных процедурах.