Позитивные моменты в сфере закупок для отечественного производителя и торговых компаний

Позитивные моменты в сфере закупок для отечественного производителя и торговых компаний

В ближайшее время планируется сделать обязательным авансирование закупок отечественных товаров и услуг.

 

Обязательное авансирование закупок российской продукции, работ или услуг повысит привлекательность участия в торгах и обеспечит финансовую гибкость исполнителей государственных контрактов. Председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов и сенатор Эдуард Исаков намерены направить соответствующий законопроект на рассмотрение правительственной комиссии. Поправки предполагается внести в 44-ФЗ.

 

По словам Андрея Кутепова, проектом закона предусматривается включение в контракт условия об обязательной выплате аванса в размере не менее 50% от цены контракта или этапа его исполнения при закупке товаров, работ или услуг российского происхождения. Норму предлагается применять при условии, если в отношении аналогичных иностранных товаров или услуг установлены запреты или ограничения на допуск к участию в закупках.

 

В настоящее время законом не предусмотрена обязанность заказчика устанавливать авансирование по заключаемым госконтрактам, но если такую обязанность ввести, то, по прогнозам парламентария, это серьезно поспособствует развитию российских производств и повышению конкурентоспособности отечественных товаров.

 

Кроме того, установление обязательного авансирования при закупках российской продукции или услуг повысит привлекательность участия в таких закупках и обеспечит финансовую гибкость исполнителей госконтрактов, необходимую для их эффективного исполнения.

 

О преференциях российским товарам

 

На Официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (http://regulation.gov.ru/) Минпромторгом России размещены уведомления о подготовке проекты федеральных законов с изменениями:

 

в Федеральный закон № 44-ФЗ – https://regulation.gov.ru/projects#npa=98870, https://regulation.gov.ru/projects#npa=98915, размещены для проведения общественного обсуждения с 23 января по 6 февраля и с 24 января по 7 февраля 2020 г. соответственно);

 

в Федеральный закон № 223-ФЗ – https://regulation.gov.ru/projects#npa=98917, размещен для проведения общественного обсуждения с 24 января по 7 февраля 2020 г.

 

В рамках поправок к Федеральному закону № 44-ФЗ предлагается решить проблемы, связанные с тем, что в настоящее время законом предусмотрены общие положения о мониторинге практики осуществления закупок, осуществляемом Минфином России.

 

При этом не предусмотрены полномочия федеральных органов исполнительной власти по специализированному мониторингу страны происхождения товаров, поставляемых при осуществлении государственных и муниципальных закупок, что позволит получать подробную информацию о доле российской продукции на рынке государственных и муниципальных закупок, в том числе при реализации мероприятий национальных проектов, и вырабатывать наиболее эффективные меры поддержки отечественных производителей.

 

Второй законопроект направлен на решение проблемы отсутствия условий формирования технических заданий на основании характеристик и описаний российских товаров (работ, услуг) и установленной доли закупки российских товаров от общего годового объема закупаемых товаров.

 

Подготавливаемый законопроект с изменениями в Федеральный закон № 223-ФЗ направлен на решение проблемы отсутствия в законе ориентации на закупку преимущественно российских товаров.

 

С моей точки зрения, все эти меры правильные и должны привести к увеличению товарооборота, выручки и прибыли российский предприятий и торговых компаний. В выигрыше окажутся все — поставщикам продукции, товаров и услуг будет легче находить финансирование, заёмные и собственные оборотные средства будут оборачиваться быстрее, возрастёт средняя рентабельность  аукциона и увеличиться чистая прибыль поставщика, государственные организации-заказчики гарантировано получат товары и услуги в срок.

 

Конечно же, при этом будет приняты дополнительные меры безопасности для противодействия мошенническим действиям, ведь на 50% аванса могут польститься и нечистоплотные дельцы, создав для такого рода деятельности компании «однодневки» или же возродить/активировать специально приберегаемые для такого рода деятельности фирмы «из загашников» по которым деятельность в течении трёх-четырёх лет не ведётся, но аккуратно сдаётся в налоговые органы отчётность с нулевым годовым балансом, т.н. «нулёвка».

 

Поэтому, скорее всего, в дополнение  к принимаем законам, будут обязательно упомянуты меры в виде банковских гарантий, получить которые фирме, на занимавшейся несколько лет деятельностью, будет довольно проблематично, или же вместо банковской гарантии поставщик обязан будет до получения аванса внести на расчётный счёт поставщика обеспечение в размере суммы аванса, как это и делается в настоящее время при выполнении контрактов с авансированием.

 

В общем и целом, это позитивные тенденции для отечественных предприятий и торговых организаций.